Порядок возврата уплаченной в суд госпошлины установлен Налоговым кодексом РФ с особенностями, предусмотренными процессуальным законодательством.
Уплаченная госпошлина может быть возвращена частично или полностью, например в случаях уплаты ее в большем размере, возвращения заявления или отказа в его принятии судами, прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции или арбитражными судами (пп. 1 - 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ).
Общий порядок возврата уплаченной в суд госпошлины.
Общий порядок возврата государственной пошлины, в том числе уплаченной в суд при подаче административного искового заявления, определен в ст. 333.40 НК РФ. Если госпошлина излишне уплачена в суд, то заявление о возврате подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело, либо в налоговый орган по месту учета указанного плательщика госпошлины (абз. 7 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
Заявление о возврате государственной пошлины подается плательщиком в том числе и в случае, когда государственная пошлина была уплачена за него иным лицом. Возвращается государственная пошлина только лицу, обратившемуся в суд, даже если она была уплачена за него иным лицом (п. п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2025 N 39).
В общем случае заявление о возврате излишне уплаченной суммы госпошлины может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат производится в течение 1 месяца со дня подачи указанного заявления о возврате путем перечисления средств органом Федерального казначейства на счет, открытый плательщику в банке. Решение о возврате принимает суд, осуществляющий действия, за которые уплачена государственная пошлина (абз. 4, 6, 9, 11 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
При этом к заявлению о возврате излишне уплаченной суммы госпошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом РФ, Конституционным Судом РФ, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также копии платежных документов (абз. 8 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется (п. 10 ст. 333.40 НК РФ).
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами, прилагаются подлинные решения суда, а не их копии (Письмо Минфина России от 24.03.2023 N 03-05-06-03/25936).
Заявление представляется по форме, приведенной в Приложении N 7 к Приказу ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1133@ (далее - Приказ N ЕД-7-8/1133@), с указанием реквизитов счета, на который должен производиться возврат денежных средств.
Заявление в электронной форме о возврате государственной пошлины, уплаченной по делам, рассматриваемым судами, может быть подано с использованием Единого портала госуслуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации (абз. 2 п. 3 ст. 333.40 НК РФ).
Также не запрещена подача заявления о возврате государственной пошлины в электронной форме иными способами, например через личный кабинет налогоплательщика (Письма Минфина России от 22.03.2019 N 03-05-06-03/19218, от 04.03.2020 N 03-05-06-03/15997).
Требования к Формату представления заявления о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в электронной форме приведены в Приложении N 8 к Приказу N ЕД-7-8/1133@.